По поводу третьего века. Я это взяла с китайских форумов. Даже если не брать это в расчет, то можно обратиться к историческим описаниям. Роберт Эквалл "Роль собаки в обществе тибетцев-кочевников" 1963 г. Описание ТМ "У них тяжелая морда, куполообразная колова, висящие губы, видна красная часть века, массивные конечности, характерные для мастифов".
Baily "Собаки с крыши мира" 1937 г "Особо массивная голова, и губы настолько отвислые что видно красная часть глаза. "
Мистер Брук, владелец Dsamu одного из первых тибетских мастифов, завезенных из Тибета в Англию 1900 годы "Затылочный бугор сильно выдается, на лбу и морде кожа образует складки. Глаза маленькие, глубоко посажены, видно третье веко"
Майор Дуглас, владелец Bhotean, 1904 г "На своей родине Bhotean считался особо хорошим представителем. После, среди собак, привезенных в Индию из экспедиции в Тибет 1904г, я не видел никого похожего на Bhotean. Он был длинного формата, коротконогий с хорошим костяком и невероятно силен. Его окрас был почти совершенен, хотя, говорили, что третье веко было не так заметно, как у других представителей. Но я больше никогда не видел собак с более выраженным третьим веком, чем у него».
Четыре описания в из разных мест и разных временных отрезков.
Так что, сразу отрицать, что для тибетов не характерно такое строение головы, будет по крайней мере поспешно. (Хотя мне самой больше нравятся плотно прилегающие веки).
lavitrel написал(а):Посмотрела. Вопрос. Выдающаяся производительность этих кобелей в чем ... или кем оценивалась?
Не знаю кем оценивалась, видимо китайскими породниками, но от "Короля Льва" и его потомков в Китае получено очень много пометов. Владелец Короля льва 王占奎 (Wan Zhangkui)- если я не ошибаюсь ученик мэра Луо Го. Он ездил по всему Тибету собирал аборигенных мастифов.
lavitrel написал(а):И если брать все тех же аборигенных тибетов, которые дают полный простор для мифотворчества, то думаю никто не сможет с уверенностью утверждать, что в местах группового их обитания, тип тигра не вязался с типом льва.
Конечно вязался, и в этом нет ничего плохого. Просто тип льва и тигра - это, как я уже говорила, два полюса, с кучей промежуточных вариантов.
Но если уж рассматривать чистые типы...
lavitrel написал(а):По исторически меркам существования породы, ясно что эти стандарты приняты во всем мире чисто для современных заводчиков.... да и недавно совсем.
Но коль не вписали типы в стандарт - значит нет четких определений по различиям....
Тогда стандарт в принципе всегда будет слишком общим. Вон, FCI говорит, что у тибета должна быть грива, и не должно быть висящих брылей. Ха-ха, два раза.
По типам. Все чистое имхо. Но я так вижу)
Сначала хочу пояснить, почему я написала, что в Тибете нет такого понятия как Цанг-кхи и до-кхи. На самом деле нужно было написать – в эти названия вкладывается совсем иное, отличное от запада значение. На западе в обывательском разговоре, как Людмила особо выделила, разделяют ТМ на две большие группы, даже в некотором роде их противопоставляют: до-кхи и цанг-кхи. Под до-кхи понимают более мелкий, пастуший тип ТМ. Под цанг-кхи – более, сырой, массивный, короткошерстный, далее по списку (наглядно – собаки из питомника Сандари).
Теперь, что понимают под этими значениями в Тибете (если быть точным, сейчас – в Китае).
Думаю, ни для кого не секрет, что до-кхи называли любую привязанную собаку, охраняющую дом, стадо и т.п. (и буквальный перевод – собака, которая привязана). Это не обязательно мог быть тибет, могла быть просто подобранная тибетская собака. Таким образом до-кхи – это только функция.
Говоря про Цанг-кхи, как правило, упоминают, что это долинная собака, охраняла монастыри и богатые дома.
Но, согласно информации из интервью тибетского ламы Гонсара Рипоше (Gonsar Rinpoche http://tellingtonttouch.wordpress.com/2 … nasteries/), большого знатока собак, Do Khyi – это большая злобная цепная собака, охраняющая дом и хозяев. А лучшие до-кхи называются Sang-khyi по своему происхождению, району Sangri (Sangri=Shannan).
Гонсар говорит, что в больших монастырях-университетах запрещено держать собак. Но вокруг монастыря постоянно крутятся бездомные собаки, а монахи, как и все тибетцы, неравнодушны к собакам, подкармливают и наблюдают за ними. Маленькие монахи играют со щенками. В удаленных же монастырях, до-кхи – необходимость, они защищают от воров и прочих злых людей. Их привязывают по обе стороны ворот.
В своей статье Эквалл в 1963г тоже упоминает собак gTsang, говоря, что это любые собаки из провинции Tsang. Посмотрите на карту.
Провинция Tsang занимает то, что сейчас на современных политических картах называется Автономным Округом Тибет.
Дальше, к статье мэра Луо Го. Я, к сожалению, не нашла китайского текста, чтобы можно было сличить переводы. Мне думается, что для интервью иностранной газете Луо Го специально использовал определения более понятные для иностранца.
Мэр описывает три типа тибетского мастифа:
1. Долинный тип, собака земледельцев, оседлых людей, не кочевников. Также Bzang-Khyi/Zang-Khyi (лучшая собака/благородная собака) он говорит происходит из региона Shannan ( Cuomai, Jiazha Sanru, Cuona and Longzi). Do-kyi – это только охрана дома, они никогда не использовались против хищников волков, леопардов и т.п.
2. Brog-khyi/Drok-khyi (высокогорный тип ТМ, собака кочевников). Для него типичные представители этого типа – собаки из региона Hequ. Они одинаково хороши как для защиты шатров, так и эффективны против хищников.
3. Seng-khyi (Львиный тип) длинношерстный вид ТМ, собака кочевников.
Дон Мессершмидт в своей книге «Гигантские собаки Тибета» пишет, что Sang-khyi считаются лучшими собаками, происходят из Sangri. (Sang-khyi = собака из Sangri = Shannan ao).
Посмотрим на карту, Shannan занимает гораздо меньшую территорию, чем Tsang.
Shannan занимает 1/15 от всего Автономного региона Тибет (=Региона Tsang)
По Луо Го Tsang-khyi из областей Cuomai, Jiazha Sanru, Cuona and Longzi (входят в Shannan), т.е. еще уже область.
Смотрите карту Shannan
Для европейца/американца все эти слова звучат почти одинаково.
gTsang Khyi=Tsang-khyi=собака из региона Tsang
Bzang Khyi=Zang-Khyi=великолепная/лучшая собака
Sang Khyi=Coбака Sangri=собака из региона Shannan
Иногда эти определения синонимы, но каждое имеет свое значение.
Таким образом в Тибете нет противопоставления до-кхи и цанг-кхи.До-кхи - это функция собак, цанг-кхи - вот тут уж неизвестно какое из значений подразумеваете вы.
lavitrel написал(а):Тибеты с линиями цангов более серьезные ..своенравные и грозные собаки. Более стражи. Менее управляемы. Более недоверчивые к посторонним. т.д...и (но не путать с агрессивностью)
Людмила, Вы делаете выводы о характерах только на основе своих собак? Ведь даже в одном помете есть щенки с разными характерами.